Москва  Минск  Вильнюс  Лондон  Вильнюс  ✈ Каунас 

Кёбенхавн (Копенгаген)

  Каунас  Вильнюс  Калининград  Рейхсавтобан, Балтийск  Москва

Интермодалтрип. 29, 30 ноября 2016

Маршрутка довезла меня из Вильнюса прямо в каунасский аэропорт. Рядом с ним был гостевой дом, где я переночевал. Вылет был негуманно рано утром, зато сбылась мечта идиота: дойти пешком до аэропорта.

В любом аэропорту есть масса кафкианских ритуалов как со стороны пассажиров, так и со стороны сотрудников. Например, как рационально объяснить, что на посадку в самолёт люди занимают очередь и стоят вот так минут двадцать? (Кто-то мне говорил, что мол для ручной клади иначе не хватит места, но по-моему это проблема экипажа, а не пассажиров.)

Аэропорт Каунаса

***

Из аэропорта Каструп можно добраться до города на поезде, а если сесть не в ту сторону, то приедешь аж в Мальмё. Внутри состав очень комфортный — обычно такие интерьеры встречаются вагонах первого класса, вон даже пакетики для людей повесили. Турникетов нет, билет никто не проверяет, сел — поехал.

Поезд из Каструпа в Кёбенхавн

Сам поезд (IR4) довольно странный: спереди сделан толстенный резиновый кант, а если два состава сцепить, то вся плоская часть кабины вместе с пультом управления и сидением (!) откидывается, и образуется надёжный межвагонный переход.

Поезд из Каструпа в Кёбенхавн

Вокзал Кёбенхавна приятный, но не удивляющий. На платформах стоят сияющие синим глазом считывали транспортных карт: наглядно, заметно и удобно. Турникетов тоже нет.

Возкал Кёбенхавн Ц

Уже в половину девятого я был в центре города.

Кёбенхавн (Копенгаген)

На сайте Vanrouki, благодаря которому я и нашёл билеты за четыре евро, Кёбенхавн обычно называют городом «хипстеров и велодорожек». Велосипедное движение тут и правда бодрое. Половина населения едет на работу на велике, благо, город невелик.

Велодвижение в Кёбенхавне

Если при стройке переносят тротуар, перенесут и велодорожку.

Велодорожки в Кёбенхавне (Копенгагене)

Даже если ты бомж, велосипед тебе положен.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

Дальше от центра встречаются полноценные велосипедные пересечения со своими светофорами (хотя до Чэнду им далеко).

Велодорожки в Кёбенхавне (Копенгагене)

Но нет проблем зарулить в узкий проезд на велике.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

Забавно, но если ты видишь даму с лестницей на велосипеде, ты либо в довольно отсталой, либо в очень продвинутой стране.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

Хотя в развитой стране есть и более изощрённая велотехника.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

Анархия в Дании.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

При этом, в отличие от Амстердама, нет никакого хаоса — все велосипеды как-то упорядоченно припаркованы.

Велосипеды в Кёбенхавне (Копенгагене)

Даже на здании у ратуши — скульптура велосипедистки.

Статуя велосипедистки в Кёбенхавне (Копенгагене)

По иронии, у меня Кёбенхавн не ассоциируется с велосипедами как таковыми. Они — лишь следствие того, что мы находимся в современном скандинавском городе.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Я бы мог вам нащёлкать центра и убедить вас, что вот она какая — столица Дании, благо город украсили к Рождеству. Но ведь не в этом суть.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Для меня Кёбенхавн характеризуется двумя вещами. Во-первых, тут дорого. Я поел в «Макдональдсе» на эквивалент 850 рублей; на ярмарке выпил глинтвейна за 500. Глинтвейн наливал весёлый англичанин; когда я спросил, точно ли прошёл платёж по карте, он сказал: «Ну допустим нет, что случится-то? Ты не умрёшь, я не умру». Потому что вторая черта Кёбенхавна — это ощущение свободы. Не такой, когда можно с голой задницей бегать по улицам, а той самой, которая про гражданское общество и правовое государство.

Вот хочешь ты посмотреть на стройку метро в России, а не дай бог ещё и сфотографировать её. Исход такой авантюры ясен: выйдет охранник-быдло и начнёт тебя по-хамски гонять. А меж тем, мало того, что всем интересно, что там творится на стройке — ещё и не вполне ясно, что там прятать. По умолчанию как-то считается, что ты не можешь смотреть на стройку. Это вроде как всем интуитивно ясно, хотя с точки зрения логики полный бред.

«Знали ли вы... что вы можете подняться наверх и посмотреть на стройплощадку?» (А ещё посмотреть факты о строительстве метро и сфотографировать всё, что хотите — примечание автора.)

Строительство станции метро на площади ратуши в Кёбенхавне (Копенгагене)

А ещё можно сделать себяшку в невнятном, но смешном образе «монтера». Не отказал себе в удовольствии.

Строительство станции метро на площади ратуши в Кёбенхавне (Копенгагене)

***

Поскольку в центре я погулял в прошлый приезд, я пошёл через мосты к острову Амагер.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Улица.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Дядька и велики.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Площадь перед станцией метро.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Чуваки.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Забавно, как скандинавы упрощают форму своих домов до кубиков из детского конструктора, а получается всё равно уютно.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Здесь раньше были какие-то военные укрепления, а теперь бульвары.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Можно гулять и наслаждаться осенью в датской столице.

Кёбенхавн (Копенгаген)

***

Амагер раньше состоял из военных сооружений, рыбацких деревень и пустырей, а теперь его застраивают.

Амагер, Кёбенхавн (Копенгаген)

Например, ради амбициозного проекта застройки «Эрестад» сюда проложили линию автоматического метро.

Метро в Кёбенхавне (Копенгагене)

Когда я набрёл на жилые дома в Северном Эрестаде, я, признаться, залип.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Сложно изгнать из головы вопрос, что было бы, если бы я жил не в доме серии II-18, а вот в таком.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Приезжал бы с работы, оставлял тут велик.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Или жил бы в доме побольше. Прогуливался бы по двору.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Выходил бы на балкон.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Бесился бы, что дети под окнами орут.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

А что? У меня в Москве рядом с домом тоже есть общежитие (да, на фото ниже общежитие). А сам квартал в Эрестаде вовсе не элитный — по крайней мере, припаркованные машины довольно скромные.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Я прошёл всю территорию, как вдруг странная мысль возникла в голове: меня не остановил ни один забор.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

То есть в углу кадра есть едва заметный полупрозрачный железный заборчик, которым стыдливо огорожена игровая площадка частного детского сада «Вокруг Земли», и всё. Это единственная ограда, найденная мной в квартале, и то я заметил её лишь на фото. На сайте садика размещено фото девочки, которая лазает по стволу дерева.

У нас любая детская площадка (эту я сфотографировал недалеко от дома в Москве) может получить сразу аж два забора: бетонный серый по фону для настроения и надёжный, заметный чугунный ярко-синий забор для того, чтобы, э-э-э... ну... И правда, вот для чего он? Чтобы дети не разбегались? Могли какать и писать по всей площадке без поводка и намордника?

Москва

А как иначе, скажут вам. Нужно обнести площадку, а лучше двор, ограждениями. Иначе же «всё сломают».

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Игрушки украдут. (Правда, так как их в любом случае украдут, нельзя их оставлять.)

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Преграды должны быть зримы и надёжны, не то кто-нибудь в канал упадёт.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Да ещё и враги придут, разобьют всё и разрисуют подъезд. Вслед за врагами через разбитые окна прорвутся бомжи и будут спать.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Если дворы не перекрыть надёжным периметром, обязательно унесут лавки, скамейки и барбекюшницы. Хотя это всё и так унесут, так что лучше не ставить барбекюшницы и вообще не облагораживать двор, дабы соблазнов не было.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Короче, нельзя жить как датчане. Свободно.

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Само собой, ни у кого здесь не вызвал вопросов человек, гуляющий с фотоаппаратом. На родине, да и во многих других «развитых» странах вроде США и даже Великобритании действует презумпция виновности: любой человек, желающий попасть куда-либо, должен кому-то там подтвердить, что у него нет недобрых намерений; забор — ощутимое свидетельство того, что вам, да, лично вам, доверять нельзя, покуда вы не обосновали обратное.

В Эрестаде построили множество зданий, один вид которых вселяет веру в прогресс, разум и в целом в человечество. Например, фантастический комплекс «DR Byen» («городок датской вещательной корпорации»).

DR Byen, Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Или Университет информационных технологий на правом берегу Университетского канала. (Гугл подсказывает, что на территории есть Аналоговое кафе и СкроллБар.)

Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

Но номером один остался сумасшедший концертный зал («DR Koncerthuset» — часть DR Byen), истинная форма которого скрыта за сдвижными тканевыми панелями. Сколь это здание странно, столь прекрасно.

DR Koncerthuset, Концертный зал Копегагена, DR Byen, Северный Эрестад, Кёбенхавн (Копенгаген)

В моих планах было ещё съездить в Вольный город Христиания, и я побрёл к метро со странным ощущением: с одной стороны, у меня наступило просветление, я коснулся чего-то прекрасного; с другой стороны, щемило в груди от того, что едва ли я увижу когда-нибудь такое на родине.

***

Насколько много я могу писать про Эрестад, настолько мало мне хочется сказать про Вольный город Христианию. Предыстория такая: в семидесятых группа хиппи захватила старые казармы на севере Амагера и стала в открытую торговать тут марихуаной. В любой «цивилизованной» стране сюда приехала бы полиция (тут приезжала много раз), а когда бы это не помогло — все остальные ребята с оружием вплоть до нацгвардии. Наглых сквоттеров бы рано или поздно вышвырнули из казарм. Но это же свободная Дания. Так что несмотря на ряд конфликтов с властями, Христиания существует по сей день.

На главной улице, «Пушер-стрит», раньше торговали марихуаной прямо с витрин; администрация Кёбенхавна сказала им, что мол ладно, торгуйте, но хотя бы давайте без витрин. При этом в вольном городе запрещены машины, оружие и бронежилеты, насилие и любые тяжёлые наркотики. Правила строго соблюдаются.

Снимать на Пушер-стрит нельзя категорически. Я попробовал — на телефон. Суровые ребята в пуховиках и капюшонах окружили меня, а когда я сказал, что вызову полицию, объяснили, что они и есть здесь полиция. К счастью, я отделался удалением фотографий. Не рекомендую вам повторять свой опыт.

На фотографии ниже — вход в Вольный город и, я полагаю, один из таких ребят, но я решил скрыть его лицо, раз уж они так боятся фотокамер.

Вход в Христианию

Меня марихуана и Пушер-стрит мало интересовали. Ну стоят барыги, ну горят костры в бочках. У меня сложилось стойкое ощущение, что вся хиппи-анархо-эстетика, которой насыщена южная часть Христиании, сделана только для антуража, читай — для туристов.

Вольный город Христиания

На самом деле здесь может быть своя администрация и свои правила, но Христиания севернее Пушер-стрит — милая жилая зона, где выросшие хиппи возят детей в колясках по тихим улочкам. Уют и спокойствие вместо анархии и протеста.

Вольный город Христиания

Любопытно, что за поездку я побывал в двух «автономиях» — ещё и в полушуточной республике Заречье.

***

Уже вечерело, когда я вышел к гавани.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Один из фасадов был украшен «небрежным и быстрым набором».

Rough and quick type, Кёбенхавн (Копенгаген)

Оказалось, что мудро купленный дневной проездной действует и на речных автобусах (в них даже стоит знакомый синий глазок для транспортных карт). Я переправился на другую сторону.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Обычно памятник Русалочке фотографируют вот так.

Памятник маленькой русалочке, Кёбенхавн (Копенгаген)

Потому что на фоне вполне выраженный портовый ландшафт.

Памятник маленькой русалочке, Кёбенхавн (Копенгаген)

До центра я доехал на какой-то электричке. При входе стоит множетство «глазков» для карт, а турникетов нет. Как и забор, турникет — презумпция виновности. В свободной Дании считается, что билет у тебя есть, раз ты сел в поезд; тебя не унижают закрытыми перед тобой воротами.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Поскольку интермодалтрип требовал новых видов транспорта, я взял прокатный велосипед. Он оборудован навигацией на Андроиде (навигацией! велосипед!) и помогает крутить педали, что в условиях плотного и быстрого потока датчан-велосипедистов очень помогало. А ещё прокат стоит неожиданно недорого.

Прокатный велосипед в Кёбенхавне (Копенгагене)

Кёбенхавн вечером в меру красив.

Кёбенхавн (Копенгаген)

Меня ждал уютный хостел у самого вокзала, где избавились от ресепшна — дверь в нужную комнату открывается шифром. Я выкупил комнату целиком, избежав всего плохого, что обычно вкладывают в слово «хостел».

Хостел в Кёбенхавне (Копенгагене)

***

Может, турникетов в транспорте нет, но контроль ходит — с утра, по дороге в аэропорт, мой билет проверили.

Была такая старая шутка про знак «уступи дорогу низколетящему самолёту», которая неожиданно материализовалась в Каструпе.

Уступи дорогу самолёту

В туалете увидел чатик: «Кипр греческий кипрский банкрот».

Туалет в Каструпе

Иногда так везёт: ты покупаешь авиабилет туда-обратно за 4 евро, проводишь в городе всего день, а впечатлений получаешь столько, словно месяц странствовал и спустил целиком бюджет африканской страны. Кёбенхавн остался самым ярким пунктом всего путешествия.

Самолёт из Кёбенхавна в Каунас

Но пора была вернуться в Литву и продолжить свой путь на запад. Я летел обратно в Каунас.



У «Кто-то.ру» есть группа в Контакте и на Фейсбуке — никакой чуши, только красивые фото и ссылки на новые отчёты.

Не стесняйтесь комментировать и делиться:

Поделиться
Класс!
Запинить
Плюсануть