ЭТОГО НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ НИКТО!

Лондон

29 октября—4 ноября 2013

Достопримечательности Лондона, щедро разрекламированные учебниками по английскому, набили оскомину еще в школьные годы. Пиккадилли Серкус, вот он какой.

Пиккадилли Серкус в Лондоне

Есть такой сорт городов, где толпы туристов ходят стайками от одного места силы до другого.

Туристы в Лондоне

Трафальгаровская площадь, вот ты где.

Трафальгарская площадь

Так вот, в Лондоне нельзя обойтись тем, что увидел Биг Бен, вон он, кстати.

Биг Бен в Лондоне

Правда, даже в туристическом формате есть чему удивиться. Оказывается, Лондонский Глаз прямо через реку от Биг Бена. Я думал, оно где-то на отшибе.

Лондонский Глаз в Лондоне

Тауэр в жизни гораздо меньше, чем кажется на фотографиях.

Тауэр

А что-то, напротив, совсем не удивляет. Как чайна таун. Профанация какая-то.

Китайский квартал в Лондоне

Барселона не исчерпывается домами Антонио Гауди. В Лондоне в этом смысле еще интереснее. Вы никогда не задумывались, почему каждый знает, как выглядит телефонная будка в этом городе?

Телефонная будка в Лондоне

Потому что каждая достопримечательность органически увязана с жизнью города. Букингемский дворец (скучный, кстати, до невозможности) это не просто здание, а резиденция королевы.

Букингемский дворец

Он сурово охраняется. Не лезь. Убьет.

Охрана Букингемского дворца

Гайд-парк — это парк, вообще-то. Для прогулок.

Гайд-парк в Лондоне

Или пробежек и игр на свежем воздухе.

Гайд-парк в Лондоне

Из интересного тут я нашел разве что фонтан имени Леди Ди.

Фонтан Леди Ди в Лондоне

Везде в парках полно всякой живности.

Белки и прочая дрянь в Лондоне

На кладбище радостные белки скачут по надгробиям.

В Сити можно забрести дабы увидеть собор Святого Павла,

Собор Св.Павла в Лондоне

но это прежде всего деловой центр, а не туристический.

Сити в Лондоне

Удивительно, как многие элементы жизни города становится достопримечательностями. Вы думаете, двухэтажные автобусы — туристическая развлекуха? Как бы не так. Тут почти и нет иных.

Автобусы в Лондоне

Рутмастеры узнаваемы по всему миру. «Новый Лондонский автобус», сделанный по его мотивам, будет узнаваем по всему миру через тридцать лет.

Автобусы в Лондоне

Я уверен, что многие и не задумывались, что Тауэр Бридж — разводной.

Тауэр Бридж

И тем более не предполагали, что его до сих пор разводят.

Разводка Тауэр Бридж в Лондоне

Парусники же, вот и разводят. Посреди бела дня, не то что в Питере.

Тауэр Бридж в Лондоне

История Лондона — это история того, как лучшие умы своего времени пытались создать лучший город на планете.

Характеристика

Какой он, Лондон? Прежде всего, тесный. Домики тут большей частью маленькие.

Дома в Лондоне

Машинам в Лондоне тяжело. Узкая улица может оказаться на поверку какой-нибудь очень важной магистральной дорогой. Двухэтажные автобусы появились тут неслучайно — в высоту расти оказалось проще, чем в длину или ширину.

Улица в Лондоне

А вот железные дороги тут в почете. Везде проходят какие-нибудь виадуки с железками, над улицами перекинуты путепроводы. Чаще всего, построенные в 19 веке.

Железные дороги в Лондоне Железные дороги в Лондоне

А иногда железнодорожный вокзал (коих в центре города столько, что все не запомнить) занимает весь мост через Темзу. Где-то же ему надо быть.

Вокзал Блэкфраерс

В Лондоне не бывает жарко летом, но, что важнее, тут не бывает холодных зим. Упавшая снежинка парализует аэропорты и железные дороги. Тут отличный климат. Пальмы растут.

Пальмы в Лондоне

И отличная осень.

Осень в Лондоне

Что до дождей, то вообще-то их меньше, чем в Москве или Париже. Скорее проблема в том, что погода меняется стремительно.

Дождь в Лондоне

Туман — тоже редкое явление.

Туман в Лондоне

Прямо над городом проходит посадочная глисада Хитроу. Над головой постоянно висят самолеты. Постоянно.

Самолеты над головой в Лондоне Самолеты над головой в Лондоне

Поскольку движение левостороннее, часто на переходах для приезжих написано «смотрите направо (налево)». Один раз видел вот такую международную табличку.

Табличка про движение в Лондоне

Метро открыли 150 лет назад. Глубокие станции открывали на рубеже 19 и 20 веков, когда эскалаторов еще не было. На Ковент Гардене до сих пор есть только лифты (да, примерно такие лифты, какие вы представили). И толпы людей, пытающихся ими воспользоваться.

Станция Ковент Гарден

Метро в Лондоне запутанное, большое и по-своему красивое.

Метро в Лондоне

Но что важнее, так это то, что оно ломается постоянно. Возгорание, сбой сигнала или стрелки, поломка поезда и даже сходы с рельсов — раз в неделю такое происходит стабильно. Следите за обновлениями!

А ещё есть автобус номер 11, который идёт от Ливерпуль-стрит до Фулэм-бродвей через весь центр.

Я бы посмел заявить, что поездка на нём — квинтэссенция Лондона.

Канал Риджентс

Бейкер-стрит — длиннющая улица, где в одном месте есть даже то, что вы подумали. На вид совершенно неинтересное.

Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Зайдем в Риджентс Парк. Количество всевозможной водоплавающей и не очень птицы здесь нереальное. Берегите головы!

Птицы в Риджентс Парк в Лондоне

Неподалеку есть главная лондонская мечеть. Прямо скажем, не Кул-Шариф.

Главная мечеть Лондона

А вот и канал Риджентс. Его построили в начале 19 века. А как еще было перевезти по городу сразу много груза? Когда-то по этим тихим и спокойным водам шли баржи, одна за одной.

Канал Риджентс в Лондоне

Когда перевозка грузов стала сокращаться, канал хотели переделать в железную дорогу. Хорошо, не переделали. Окончательно перестали перевозить грузы в 1969 году.

Канал Риджентс в Лондоне

Но самое интересное оказалось дальше, когда я наткнулся на огромное количество барж.

Баржи на канале Риджентс в Лондоне

Жилых.

Баржи на канале Риджентс в Лондоне Баржи на канале Риджентс в Лондоне

У людей есть газ, свет и (наверное) интернет.

Баржи на канале Риджентс в Лондоне Баржи на канале Риджентс в Лондоне

Тут целое сообщество.

Баржи на канале Риджентс в Лондоне

Рядом также есть местечко, называющееся Маленькой Венецией (ничего общего с Венецией нет). Там лодок еще больше. Есть даже кукольный театр.

Кукольный театр в Маленькой Венеции в Лондоне

Это было одно из самых сильных впечатлений от Лондона.

Позже я увижу и в других местах жилые лодки и суда побольше. Но та прогулка закончилась у знаменитого пешеходного перехода.

Переход на Эбби Роуд в Лондоне

Станция «Олдвич»

В начале двадцатого века две компании хотели прокопать линии глубокого метро. В итоге они объединили усилия и объединились сами. Однако хвосты их линий нельзя было связать, потому что станция «Олдвич» («Aldwych», тогда — «Стрэнд») была слишком близко к Тэмзе.

Станция Aldwych в Лондоне

До несчастной станции, открытой в 1907 году, ходил челночный поезд с соседней станции Холлборн. Пассажиров было так мало, что даже касс тут не было.

Кассы станции Aldwych в Лондоне

Билеты продавали прямо в лифтах.

Лифты станции Aldwych в Лондоне

Зато кассовый зал сохранился без изменений.

Станция Aldwych в Лондоне

Для лифтов сделали аж 6 шахт. Мягко скажем, и двух лифтов было много.

Станция Aldwych в Лондоне Станция Aldwych в Лондоне

Лифты не работают, идем пешком.

Станция Aldwych в Лондоне

Линию хотели хоть куда-нибудь продлить, хотели сделать очень крупный пересадочный узел. Поэтому количество недостроенных переходов тут поразительное.

Заброшенные переходы станции Aldwych в Лондоне

Челноку от Холборна, конечно, хватало и одного туннеля. Второй забросили и забутовали уже в 1917 году. И прятали здесь в войну произведения искусства.

Тоннель в сторону Холлборна

Одна (тупиковая) платформа была заброшена тогда же. Она использовалась и для учений, и для исследований поведения людей при эвакуации, и для тестирования новых вариантов оформления станций, и как склад.

Тупиковая заброшенная платформа станции Aldwych в Лондоне Станция Aldwych в Лондоне

Сохранилась оригинальная отделка, например, вот проглядывает надпись «Strand». Таких плиточек в Лондонской подземке почти не осталось.

Надпись Strand, станция Aldwych в Лондоне

Экскурсовод сокрушался, что редкую плитку с другой стороны откололи во время очередного теста оформления станции.

Разбитая надпись Strand, станция Aldwych в Лондоне

Вторая платформа, хоть и отделана только частично, уже больше похожа на станцию метро.

Основная платформа станции Aldwych в Лондоне

Поэтому здесь снимали и снимают кино. Приклеют какие-нибудь плакатики на стенку — вот и готово, можно про войну снимать (смотрите «Искупление»).

Плакаты на стенах станции Aldwych в Лондоне

А можно поезд на станцию загнать — тоннель до Холборна рабочий (смотрите «V значет Вендетта»).

Тоннель в сторону станции Холборн, станция Aldwych в Лондоне

Станция «Олдвич» ныне заброшена.

Раундел, станция Aldwych в Лондоне

Таблички, подсказывавшие пассажирам, что тут недалеко можно перейти на станцию Темпл, не помогали. Людей было катастрофически мало. Станция работала по будням, челнок ходил редко.

Переход на станцию Темпл, станция Aldwych в Лондоне

Когда пришло время менять лифты, стало ясно, что станцию дешевле закрыть.

Лифты на станции Aldwych в Лондоне

И в 1994 году ее закрыли.

Доклэндс

Раньше восток Лондона чуть менее, чем совсем состоял из доков и тех, кто их обслуживает. Моряки, докеры, портовые шлюхи и иной приятный люд массово жил в обширной области, называемой Доклэндс.

План доков в Доклэндс в Лондоне

До шестидесятых было актуально разгружать сравнительно небольшие суда с мешками и бочками. Контейнеры и гигантские сухогрузы поставили крест на старых доках.

Мост в Доклэндс в Лондоне

Через двадцать лет тут не осталось ничего. Все было заброшено. На прощание доки оставили огромные площади загрязненной мазутом и ядохимикатами земли. Надо было что-то с этим делать.

Доклэндс в Лондоне Доклэндс в Лондоне

Часть доков, как Russia Dock, в котором разгружали лес из России, засыпали и сделали парк, стремясь как бы отплатить за все срубленные березки.

Russia Dock Woodland в Доклэндс в Лондоне

На самом деле, доков было настолько много, что для фантазии был простор. Хотя, конечно, построить дорогое жилье — самое очевидное решение. Док ведь тоже водоем. Яхточки есть куда пристроить.

Доклэндс в Лондоне Доклэндс в Лондоне

Пространство вокруг Канада уотер великолепно отдельным пунктом. Вряд ли тут было так симпатично в прежние времена.

Пространство вокруг Канада Уотер в Доклэндс в Лондоне

Доклэндс требовали транспорт. Решением стало автоматическое легкое метро, DLR. Благо старых железнодорожных путей в районе было предостаточно.

DLR в Доклэндс в Лондоне

Пространство вокруг самых больших в мире Королевских доков все еще реконструируется. Причальная стенка осталась тут как есть.

Королевские доки в Доклэндс в Лондоне

Но проделанная работа впечатляет. Взять хоть кампус Университета Восточного Лондона.

Кампус Университета Восточного Лондона в Доклэндс в Лондоне Кампус Университета Восточного Лондона в Доклэндс в Лондоне

Но конечно более остального впечатляет втиснутый между доков аэропорт. Аэропорт.

London City Airport в Доклэндс в Лондоне

Доклэндс — великолепный полигон для строительства удивительных объектов. Тут был такой ад, что испортить его уже невозможно. DLR привезет нас прямо в будущее. В Кэнери Уорф.

Кэнери Уорф в Лондоне

Будущее наступило тут.

Кэнери Уорф в Лондоне Кэнери Уорф в Лондоне

Тут можно строить подземную станцию Crossrail (это как метро, но с ого-го каким масштабом) прямо в воде посреди дока. Почему нет-то?

Станция Кроссрейл Кэнери Уорф в Лондоне

Мы же в будущем, тут можно.

Кэнери Уорф в Лондоне

Тут можно строить сумасшедшую канатную дорогу, где ветер нещадно раскачивает кабинки на высоте в 90 метров над Темзой. (В отличие от Нижнего Новгорода, пассажиров немного.)

Эмирейтс Эйр Лайн в Лондоне

А с канатки можно насладиться видом на огромный купол O2 Arena, под которым проложен широченный автомобильный тоннель, идущий под Темзой. Потому что мы в будущем.

О2 Арена в Лондоне

Доклэндс. Вот как это урбанистическое безумие называется.

***

Лондон — увлекательнийший город для исследования. Ты думаешь, к чему этот знак? Какие еще лошади?

Лошади в Лондоне

А, вон те, которые пасутся тут?

Лошади в Лондоне

На фоне гигантских ветряков?

Лошади на фоне ветряков в Лондоне

У отличного искусственного озера и домов, которые Кубрик снимал в Заводном апельсине (а теперь тут снимают Misfits)?

Thamesmead в Лондоне

Ну ясно тогда.

Есть кольцевая дорога, есть Темза. Как пересечь? Паромом, конечно.

Паром через Темзу в Лондоне

Так что мне, надо ждать паром, чтобы переправиться? Нет, зачем, есть же вековой полукилометровый тоннель для пешеходов.

Паром через Темзу в Лондоне

Признаться, если вы едете в Лондон на Биг Бен посмотреть, мне хочется вас отговорить. Не понимаю, зачем, скука какая. В сплетении инженерного безумия с еще более безумной многолетней историей и в тысячу раз более сумасшедшей современной жизнью бьется сердце самого невероятного города, который мне приходилось посещать. Ведь я могу рассказать и больше: про ревущий пятничный клубный Сохо с писсуарами на улицах,

Уличный писсуар в Сохо в Лондоне

про супермаркеты с отличной едой,

Супермаркет в Лондоне

отдельно про фиш энд чипс,

Фиш энд чипс в Лондоне

про торговый центр Уэстфилдс,

Торговый центр Уэстфилдс в Лондоне

про Темзу,

Темза в Лондоне

про заборы строек с окошками,

Окошко на стройку в Лондоне

про фонтан с блюющими львами,

Фонтан блюющие львы в Лондоне

про постановки свободных белорусских театров,

Король Лир в Лондоне

про алкоголь,

Водка Русский Стандарт в Лондоне

про небо,

Небо Лондона Небо Лондона

про Миллениум бридж и Шард...

Миллениум Бридж и Шард

Впечатления, впечатления, впечатления, всем этим хочется поделиться. Но что бы я ни рассказал, этого всегда будет мало, чтобы описать Лондон. Поэтому остается порадоваться, что я нашел второй город на Земле, который можно исследовать всю жизнь.



У «Кто-то.ру» есть группа в Контакте — никакой чуши, только красивые фото и ссылки на новые отчёты. Подписаться можно прям тут ↓

Не стесняйтесь комментировать и делиться:

Поделиться
Класс!
Запинить
Плюсануть