весь список

10. Рижский радиус

Так бывало в Московском метро — и не раз — что центральные участки линий достраивались позже, чем лучи, уходящие от кольца в область. Некогда существовали отдельно Калужская и Рижская линии, которые затем потянулись друг к другу через «Китай-город». Рижская линия была раньше. Она шла от станции «Ботанический сад» (не той, что сейчас — так назывался «Проспект мира») до «ВДНХ».

Сдали участок в 1958 году, таким образом, его начинали проектировать при Сталине. Это хорошо заметно — станции очевидно являются вариациями на хорошо обкатанную монументально-пилонную тему Кольцевой линии. Но, несмотря на высокие своды и милые архитектурные детали, пытливый пассажир может отметить, что станции всё равно несколько проще, чем другие сталинские. Это объясняется тем, что сдавали линию уже при Хрущёве, после решения о борьбе с излишествами.

На «Рижской», а тем более на «Проспекте мира», уже нет люстр (а по их наличию или отсутствию можно судить чуть ли не о том, красивая станция или нет); на «ВДНХ» и «Алексеевской» висят люстры, которые попадаются на других станциях. Плитка, определившая вид хрущёвских «сороконожек», выместила гранит и мрамор с путевых стен. Лишь гордые округлые павильоны вместо скромных небольших входов честно напоминают нам о прежних временах.

Красноречивее всего о том, что есть и что должно было быть, говорит то, что вместо зелёной масляной краски на пилонах станции «ВДНХ» должны были красоваться орнаменты флорентийской мозаики, зелёные с золотым (вроде бы на одном пилоне они сохранились под штукатуркой). Теперь из изящных деталей оформления имеются только вентиляционные решётки — и люстры, конечно.

Рижский радиус стал лебединой песней сталинского метро, последним вздохом перед тёмной эпохой правления типовых «сороконожек». Четыре станции выглядят скромнее, чем более ранние, но всё равно с гордостью остаются среди тех, которые и сделали Московское метро самым красивым в мире.



Не стесняйтесь комментировать и делиться:

Поделиться
Класс!
Запинить
Плюсануть